FANDOM

Что значат книги в современной жизни.

Книга - один из видов печатной продукции: непериодическое издание, состоящее из сброшюрованных или отдельных бумажных листов (страниц) или тетрадей, на которых нанесена типографским или рукописным способом текстовая и графическая (иллюстрации) информация, имеющая объём более сорока восьми страниц и, как правило, твёрдый переплёт [1] .

Также книгой может называться литературное или научное произведение, предназначенное для печати в виде отдельного сброшюрованного издания[2].

Современные детские книги-картинки могут иметь нетрадиционную форму и быть представлены в виде отдельных листов или карточек с иллюстрациями и заданиями. Листы или карточки должны быть собраны вместе с помощью внешнего элемента (коробки, кольца, папки, суперобложки, зажима). При этом листы и карточки могут быть как скреплены между собой так и идти отдельно[3

Содержание

1 Этимология

2 История книги

2.1 Древность

2.1.1 Таблички

2.1.2 Свитки

2.1.3 Кодексы

2.1.4 Книготорговля

2.2 Средневековье

2.2.1 Рукописи

2.2.2 Ксилография и инкунабулы

2.2.3 Наборная форма

2.2.4 Гутенберг

2.3 Новое время

этимология

Наиболее вероятные версии происхождения праславянского слова kъniga:

      • через дунайско-болгарский *küiniv (уйгурский kuin, kuinbitig), китайский küen — свиток (см. Фасмер).
      • исконное сложение префиксального *kъn- и корня *ig- < *jug (*ieug-) «соединять, связывать», то есть, «скреплённые листы»[6].

История Edit

Основная статья: История книги

Древность[править | править вики-текст] Edit

Устная передача — самый древний способ передачи знаний в истории человечества. После изобретения древними цивилизациями систем записи люди начали использовать для письма почти всё, на чём можно писать — глиняные таблички, кору дерева, листы металла и т. п.

Таблички[править | править вики-текст] Edit

Шумерская глиняная табличка с клинописью

Табличку можно определить как физически прочный, надёжный носитель письменной информации, относительно удобный в повседневном использовании и транспортировке. Пишущим средством в этом случае, как правило, выступало стило. Можно выделить два основных типа табличек: глиняные (например, у населения долины между Тигром и Евфратом), которые часто использовались для письма клинописью[7], и восковые. Последние представляли собой дощечки, покрытые слоем воска, в то время как глиняные полностью состояли из глины и после нанесения надписей часто обжигались для придания им дополнительной прочности. После этой процедуры, соответственно, изменить текст было уже невозможно; напротив, записи на восковых табличках можно было стереть и использовать носитель повторно. В Древнем Риме дощечки часто скрепляли друг с другом. Известно, что существовали «диптихи», «триптихи» и «полиптихи» (соответственно две, три и много дощечек)[8], образуя тем самым своеобразный прототип современной книги — кодекс[9].

Свитки Edit

Винченцо Фоппа. Юный Цицеронза книгой

В Древнем Египте для записи со времён Первой Династии использовался папирус (вид бумаги, сделанной из стеблей одноимённого растения). Однако первым свидетельством считают бухгалтерские книги царя Нефериркаре Какйя Пятой Династии(приблизительно 2400 лет до н.э). Отдельные листы папируса, для удобства хранения, склеивались в свитки. Эта традиция получила широкое распространение в эллинском и римском мире, хотя есть свидетельства, что использовались также древесная кора[10] и другие материалы. Технологию изготовления папируса описал в «Естественной истории» (XIII. 11-13) Плиний Старший[11]. Согласно Геродоту (История 5:58), финикийцы принесли письменность и папирус в Грецию около X или IX века до н. э. Греческим словом для папируса как материала для записей стало «библион», а для книги — «библос»[12] которое произошло от названия финикийского портового города Библос, через который папирус экспортировался в Грецию[13].

Чернила с поверхности папируса легко смывались и лист мог использоваться вторично для новых записей. Длинная полоса (по-гречески «хартия») склеенных листов папируса (обычно около 20) исписывалась с одной стороны. Папирусная полоса наматывалась на валик с ручками. При чтении надо было держать одной рукой валик, а другой разматывать свиток[14].

Кодексы Edit

Основная статья: Кодекс (книга)

В V веке Исидор Севильский разъяснял различия между книгой, свитком и кодексом в соответствии с существовавшими тогда представлениями следующим образом: кодекс составлен из множества книг, книга — из одного свитка. В современном понимании кодекс можно назвать первым носителем информации, который характеризуется заметным сходством с книгой: страницы равнозначного размера тем или иным образом скреплены с одной стороны и заключены в обложку, изготовленную из некоторого достаточно прочного материала. Несмотря на свои положительные аспекты, кодексы не получили широкого распространения в эпохуантичности и приобрели популярность уже в III—IV веках, в христианском обществе, когда для записей стал использоваться пергамен, который, в отличие от папируса, не ломался, когда его сгибали[15], его можно было резать. Преимущества такого формата состояли в его экономичности (можно было использовать обе стороны носителя письменной информации), портативности и удобстве поиска сведений. Кроме того, пергамен — материал многократного применения: с него легко удаляется краска. Распространена была записная книжка из четырёх листов пергамена, согнутых и прошитых посередине, так получалось 16 страниц. Такая книжка по-гречески называлась «тетрада» («четвёрка»), современные книжные блоки собираются из 16-ти и 32-страничных тетрадей[8].

Книготорговля Edit

Основная статья: Книготорговля

О торговцах книгами сообщают греческие авторы V века до н. э. (например, Ксенофонт). Книгопродавцев (библиополов) упоминают в своих комедиях Аристомен иНикофон. Торговля книгами в Риме уже была обычным явлением. Появляются мастерские, где книги переписываются и продаются. Одним из первых издателей, имя которого дошло до наших дней, был Тит Помпоний Аттик. С теми из авторов, кто давал разрешение на переписку своих произведений, Аттик расплачивался несколькими экземплярами их копий[16].

Средневековье Edit

Рукописи[править | править вики-текст]] Edit

Армянская рукопись, Гладзор, XIII—XIV века

Рукописные книги (манускрипты) создавались в мастерских-скрипториях (от латинского «скриптор» — «писец»). В столице Византии Константинополе скрипторий (известно, что он работал уже в 356 году) основалКонстанций II, при котором также в столице появилась публичная библиотека (в 475 году в ней насчитывалось 120 000 книг). Скриптории были также при монастырях, крупнейший из них работал в Студийском монастыре. Для того, чтобы строки выходили ровными, пергамен разлиновывался пластинкой из мягкого свинца, позднее для этой цели использовался грифель. Текст каллиграфы наносили чернилами с помощью тростникового пера (каляма), деревянной палочки, позднее использовались также птичьи перья[17][18]. Со временем листы некоторых рукописей стали окрашивать в разные цвета, текст выполнялся цветными чернилами. Начало нового абзаца писалось красными чернилами (их делали из киновари или сурика). Каллиграфов, писавших начала абзацев называли рубрикаторами (от латинского «рубер» — красный)[19]. Появилось мягкое и округлоеунциальное письмо, удобное для исполнения на пергамене пером, расцвет его приходится на IV век[20]. Так как пергамен был очень дорог, его часто использовали повторно — тексты смывали специальными составами, скоблили пемзой и писали новые. Рукописи, выполненные на пергамене повторного применения, называются палимпсестами. Бо́льшей частью таким образом в средние века уничтожались античные книги, однако известны и обратные случаи — в эпоху высокого средневековья уже тексты античных авторов писались поверх произведений отцов церкви[21][K 1][19].

Падение Римской империи в V веке уменьшило её культурное влияние на остальной мир. В Западной Римской империи традиции письма латынью хранили в монастырях, так как сначала Кассиодор в монастыре Вивария, а позже Бенедикт Нурсийский в VI веке подчеркнули важность переписывания текстов. Это очень повлияло на значимость книг в период Средневековья, хотя тогда книги, в основном, читало духовенство. До изобретения и широкого распространения печатного станка практически все книги копировались от руки, ввиду чего рукописные издания были довольно редки и дороги. Небольшие монастыри обыкновенно имели несколько десятков книг, в распоряжении более крупных насчитывалось до нескольких сотен; к IX веку крупной считалась коллекция в 500 книг, и даже к концу периодаСредневековья папская библиотека в Авиньоне и собрание книг Сорбонны насчитывали лишь около двух тысяч изданий[23].

Ксилография и инкунабулы[править | править вики-текст] Edit

В начале XIV века в Западной Европе появилась ксилография (она была разработана задолго до этого на Востоке (один из самых ранних образцов датируется VIII веком), издавна ксилографические книги печатались в Корее)[24]. В ксилографии матрица с изображением страницы вырезалась из куска древесины. Её можно было окунуть в чернила и использовать, чтобы сделать несколько копий страницы. Самые ранние печатные формы с текстом использовались для производства набивных тканей[25]. Книги, так же, как набойку, игральные карты и религиозные изображения, начали производить ксилографией. Поначалу бумажные листы печатались лишь с одной стороны, а их пустые стороны склеивались. Печать с обеих сторон листа стала возможна после изобретения станка. Создание книги было кропотливым процессом, так как для каждой страницы нужно было делать свою резьбу (на что уходило около месяца). Кроме того, дерево было недолговечно — оно легко стиралось и трескалось, а после того, как деревянные формы были использованы для печати, их выбрасывали[26].

Печатные книги, отдельные листы и иллюстрации, созданные в Европе по 31 декабря 1500 года, известны как инкунабулы (лат. incunabula — «колыбель»)[27].

С широким распространением бумаги, известной Европе с XII века[28], удешевилось книгопечатание. Первые книги, в которых использовалась бумага, содержали также и листы пергамена: обыкновенно бумажная тетрадь из 4 листов оборачивалась листом пергамена[29].

Наборная форма[править | править вики-текст] Edit

Воспроизведение текста оттисками отдельных штампов было известно с давних времён (самый ранний известный пример — Фестский диск). В монастыре Прюфенингхранится запись на латинском языке об основании церкви, оттиснутая отдельными штампами в 1119 году[30].

Изобретателем печати с наборной печатной формы считается китайский кузнец Би Шэн (990—1051). Его способ печати сотен и тысяч оттисков с одной формы, набранной литерами из обожжённой глины, был описан учёным Шэнь Ко в «Записках о ручье снов»[31]. Однако в связи с тем, что китайская письменностьидеографическая, печать с наборной формы в Китае не получила широкого распространения, так как наборные кассы со всеми необходимыми литерами достигали огромных размеров[32].

Гутенберг[править | править вики-текст]т] Edit

В XV веке Иоганн Гутенберг первым в Европе использовал для печати типографский станок с металлическими подвижными литерами, это позволяло получить большое количество оттисков. Механизмы, подобные станку Гутенберга, издавна применялись в виноделии и при производстве бумаги. Также Гутенберг начал изготавливать литеры с помощью словолитной формы, значительно упростив процесс[33].

Книги стали сравнительно доступными, хотя для большинства всё ещё весьма дорогими. Закрепление текста в сотнях или тысячах идентичных экземпляров привело к появлению устоявшихся редакций произведений, свободных от ошибок и искажений, неизбежных при их переписывании[27].

Новое время[править | править вики-текст]] Edit

Титульный лист старинной книги. Издатель Джон Баскервилл, 1757

Несмотря на рост масштабов книгопечати в XV веке, книги ещё издавались в ограниченных тиражах и были весьма дороги. Необходимость бережного отношения к ним была очевидна.

Одно из самых ранних упоминаний об использовании закладок относится к 1584 году, когда королевский печатник Кристофер Баркер подарил королеве Елизавете I шёлковую закладку с каймой. Узкие шёлковые ленты стали распространённой закладкой вXVIII и XIX веках, их закрепляли на обложке и делали больше, чем высота страницы. Первые съёмные закладки начали появляться в 1850-х, их выполняли, как правило, из шёлка или вышитой ткани.

В начале 1800-х стали популярны паровые печатные машины. Они могли печатать до 1100 листов в час, однако рабочие могли установить за то же время не более 2000 знаков.

В конце XIX века были внедрены монотипные и линотипные прессы. На них можно было ставить до 6000 знаков и даже целые строки сразу.

Многие годы, начиная с XV века, были потрачены на улучшение печатных машин и принятие свободы слова, постепенно снижая уровень цензуры[34]. А к середине XX века производство книг в Европе перешагнуло отметку 200 тыс. наименований в год.

Всего на сегодня существует примерно 130 миллионов наименований книг[35].

Литература[править | править вики-текст] Edit

      • Немировский Е. Мир книги. С древнейших времён до начала XX века / Рецензенты А. А. Говоров, Е. А. Динерштейн, В. Г. Утков. — Москва: Книга, 1986. — 50 000 экз.
      • Шапкина О. И. Символистская книга в России начала ХХ века // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. — 2014. — № 5. — С. 115—122.
      Использованная литература и источники

↑ Показывать компактно

      1.  Книга // Стефанов С. И. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника. — М.: Гелла-принт, 2004. — 320 с.
      2.  Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь : около 35 000 слов. — 4-е изд. — М.: Русский язык, 1997. — 832 с. — (Библиотека словарей русского языка). — 15 000 экз. — ISBN 5-200-02420-X.
      3.  составитель [и авт. вступ. статья, 9-28] Э. 3. Ганкина Детская книга вчера и сегодня : Сборник. : По материалам зарубежной печати. — Москва: Научная библиотека диссертаций и авторефератов, 1988. — С. 200.
      4.  Definition of e-book in English. Oxforddictionaries.Com. Проверено 6 мая 2014.
      5.  Jim Milliot. Study: E-books Settle In. Проверено 6 мая 2014.
      6.  Этимологический словарь славянских языков(Н. Н. Казанский, Ю. К. Кузьменко. «К этимологии ст.-слав. КЪNИГ»)
      7.  Немировский, 1986, с. 39
      8. ↑ Перейти к:1 2 Немировский, 1986, с. 43
      9.  Leila Avrin. Scribes, Script and Books, p. 173.
      10.  лат. liber, из которого позже сформировалосьангл. library.
      11.  Немировский, 1986, с. 40
      12.  От слова «библос» происходит русское словобиблиотека.
      13.  Фасмер М. Этимологический словарь. — Т. 1. — С. 164.
      14.  Добиаш-Рождественская О. История книжного искусства. — С. 30-31.
      15.  The Cambridge History of Early Christian Literature. Edd. Frances Young, Lewis Ayres, Andrew Louth, Ron White. Cambridge University Press 2004, pp. 8-9.
      16.  Немировский, 1986, с. 45
      17.  Немировский, 1986, с. 46
      18.  Добиаш-Рождественская О. История книжного искусства. — М.: Книга, 1987. — С. 50.
      19. ↑ Перейти к:1 2 Немировский, 1986, с. 47
      22.  Немировский, 1986, с. 48
      23.  Martin D. Joachim. Historical Aspects of Cataloguing and Classification. Haworth Press 2003, p. 452.
      24.  Немировский, 1986, с. 69, 76
      25.  Немировский, 1986, с. 67
      26.  Немировский, 1986, с. 69-70
      27. ↑ Перейти к:1 2 Немировский, 1986, с. 83
      28.  Немировский, 1986, с. 49
      29.  Добиаш-Рождественская О. История книжного искусства. — С. 42.
      30.  Немировский, 1986, с. 73
      31.  Немировский, 1986, с. 75
      32.  Немировский, 1986, с. 75—76
      33.  Немировский, 1986, с. 82
      34.  См. также интеллектуальная собственность,общественное достояние, авторское право.
      35.  Google сосчитал книги всех библиотек мира
      36.  напр. Apple iPad (-6,2 %) Amazon Kindle (-10 %), см.Nielsen Norman: iPad лучше Kindle подходит для чтения, но уступает бумажным книгам
      37.  Глоссарий полиграфических терминов | Вся полиграфия — Print Base|
      38.  Сохранность книжных фондов: сборник научных трудов. — М., 1978. — С. 5.
      39.  Более ранние методы изготовления использовали известняковые ролики, которые нейтрализовали кислоту в целлюлозе.
      40.  Более новые сделаны без кислоты или на щелочной бумаге.
      41.  Дергачева-Скоп Е., Алексеев В. Древнерусское духовное наследие в Сибири: научное изучение памятников традиционной русской книжности на востоке России. — ГПНТБ СО РАН, 2008. — Т. 2. — С. 471.
      42.  EAN-штрихкод для книг получается из ISBN путём добавления слева цифр 978 и пересчёта контрольной суммы.
      43.  Книга рекордов Гиннесса
      44.  Задумка Кейля — Газета. Ru

Ad blocker interference detected!